0 0
Возраст на момент смерти: 56 лет
Дата рождения: 16.12.1770
Место рождения: Германия, г. Бонн
Дата cмерти: 26.03.1827
Место смерти: Австрийская империя, г. Вена
Гражданство: Германия
Род деятельности: Композитор
Семейное положение: Был не женат
Знак зодиака: Стрелец
Людвиг ван Бетховен — немецкий композитор и музыкант, один из ярчайших представителей «венской школы» классической музыки и создатель фортепианного стиля. Он писал во всех жанрах и добился широкой известности уже при жизни. Дебютировал на сцене в возрасте 8 лет. Первое время не демонстрировал выдающихся результатов, но уже к 1792 году смог завоевать славу виртуоза-пианиста.
Лабораторию № 2, где и проработал до самой смерти.
Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне, Священная Римская империя. Талант музыканта передался ему по наследству от отца — Иоганна ван Бетховена, обладавшего великолепным тенором и солирующего в капелле при дворе Кёльнского курфюршества. Его мать — Мария—Магдалена, в девичестве Кеверих, принадлежала к влиятельной фамилии — её отец занимал должность шеф-повара при дворе трирского курфюрста в Кобленце.
Родовое дерево Бетховена богато яркими представителями. Его фамилия уходит корнями в Нидерланды, а среди прямых предков были певец-октавист и капельмейстер, пекарь, священник и даже колдунья, сожжённая на костре святой инквизицией. Людвиг стал первенцем для Иоганна и Марии—Магдалины, которые обвенчались в 1767 году. К рождению сына глава семейства отнёсся равнодушно. К этому моменту его главной страстью стал алкоголь.
В 1774 и 1776 годах у супругов родились сыновья Каспар Антон Карл и Николаус Иоганн. К этому моменту Людвиг начал проявлять музыкальный талант, и отец воодушевился. Он представлял первенца, овеянного славой, вставшего на одну ступень с Моцартом. И рьяно взялся за обучение ребёнка, используя физическое и моральное давление. Мальчик рыдал, но научился играть на клавесине и скрипке. В 1778 году Иоганн привёз Людвига в Кёльн.
В Кёльне мальчик впервые вышел на сцену, но дебютное выступление не произвело фурор. Тогда Бетховен-старший принял решение оставить ребёнка на попечение более одарённым музыкантам. Под новым руководством Людвиг довольно быстро освоил игру на органе. В 1782 году он познакомился с выдающимся композитором Кристианом Готлобом Неффе, который смог довольно быстро распознать в 12-летнем парне огромный потенциал.
Благодаря учителю, Людвиг смог сочинить своё дебютное произведение — цикл, состоящий из 9 фортепианных вариаций марша Дресслера. К этому времени он уже занимал пост при дворе, работая помощником органиста. Работа отнимала у парня много времени. Он был вынужден бросить учёбу, однако успел освоить латынь, итальянский и французский. В свободное от работы время читал немецких классиков и древнегреческих писателей.
Любопытно, что в то время Людвиг под влиянием отца умышленно занизил свой возраст на 2 года, что впоследствии внесло путаницу в его биографии. Судя по всему, родитель хотел выставить своего отпрыска ранним вундеркиндом. Примерно в это же время была написана «Элегия на смерть пуделя». Считается, что данное произведение было создано мальчиком под впечатлением от смерти любимой собаки.
Людвиг начал активно сочинять с ранних лет, но долгое время не публиковал свои произведения. Стеснялся, и вполне обоснованно — позже многие композиции подверглись серьёзной переработке. В 1787 году мальчик посетил Вену, где познакомился с Моцартом, который, после прослушивания импровизации, также безошибочно распознал в нём большой талант и предрёк великое будущее.
Болезнь матери вынудила подростка вернуться в Бонн. После смерти Марии—Магдалины юноша устроился в оркестр и играл на альте. В 1789 году он решил продолжить образование и начал регулярно посещать университет. Параллельно продолжал писать музыку. Среди наиболее известных ранних произведений три сонаты и несколько песен, одна из которых называется «Сурок», написанная примерно в 1790 году.
Революция во Франции произвела на юношу огромное впечатление, и он написал «Песню свободного человека». В 1792 году произошло его знакомство с британцем Гайдном, путешествующим по Европе, до которого уже успели дойти слухи о таланте Бетховена. При личной встрече композитор убедился, что молодой музыкант действительно обладает большим потенциалом, и пригласил его к себе в ученики.
К 1792 году Людвиг ван Бетховен, благодаря виртуозному исполнению на фортепиано, стал широко известен в Бонне, что позволило ему заручиться финансовой поддержкой состоятельных земляков и отправиться в Вену на обучение к Гайдну. Однако общего языка с учителем он так и не нашёл. Наставник утверждал, что мелодии ученика слишком мрачны, хотя на тот момент времени Людвиг чётко придерживался музыкальных канонов своей эпохи.
Иными словами, сотрудничество не заладилось, и Гайдн вернулся на родину, возложив наставнические функции на плечи Альбрехтсбергера. Вскоре Бетховен перешёл на обучение к Сальери. В период 1798–1799 годов Людвиг написал сонату № 8. Его игра поражала венцев. В отличие от других, Людвиг предпочитал крайние регистры и при этом очень активно использовал педаль, управляя динамикой, продолжительностью и тембром звуков.
Бетховен стал первым, кто отказался от утончённой игры на фортепиано. В дальнейшем его стиль стал ещё более громким и ожесточённым из-за проблем со слухом. Чем хуже композитор слышал, тем больше становился раздражительным, вспыльчивым и выглядел неопрятно. Но при этом держал свою болезнь втайне, опасаясь, что публика отвернётся от наполовину оглохшего музыканта, спишет его со счетов и перестанет посещать концерты.
Свою болезнь композитор скрывал до 1802 года. Как раз к этому моменту он написал сонаты № 13 и № 14. Обе получили название «Почти фантазия», но последняя через 30 лет стала широко известна во всём мире как «Лунная соната» благодаря музыкальному критику Рельштабу, который в своей статье утверждал, что композитор данной мелодией отобразил Фирвальдштетское (Люцернское) озеро в лунную ночь.
Произведение получилось гениальным, но мало кто из современников знал, что именно в этот момент Бетховен, уставший от глухоты, пытался покончить с жизнью. Попытка суицида не удалась. Музыкант переехал в Хайлигенштадт и написал завещание, в котором подробно описал своё душевное состояние. Рано или поздно он бы наверняка свёл счёты с жизнью, но спасла музыка — у него получались поистине гениальные вещи.
В общей сложности за первые десять лет пребывания в австрийской столице было написано 28 сонат и две симфонии. Над Симфонией № 1 он закончил работать в 1800 году. Произведение было написано в честь знаменитого австрийского дипломата барона Готфрида ван Свитена. Не сказать, что композиция была встречена с восторгом, но большинство слушателей отзывались о ней в положительных тонах, а критики назвали её «образцовой».
В 1802 году Бетховен закончил работу над Симфонией № 2, которая впервые была представлена на суд слушателей годом позже. При этом сам он выступил в качестве дирижёра. Слух продолжал ухудшаться. В какой-то момент музыкант понял, что затворничество — это не выход. Чтобы продолжить жить полноценной жизнью, необходимо найти какое-то средство, которое позволило бы ему слышать.
Таким средством стал отофон (слуховой рожок), изобретённый Мельцелем. Он помог композитору поддерживать контакт с окружающими. Там же, в Хайлигенштадте, Бетховен начал работу над Симфонией № 3, посвящённой Наполеону, и закончил её в 1804 году. К моменту, когда на мелодию легли последние аккорды, Людвиг разочаровался в Бонапарте, отошедшем от идей революции, и дал своему произведению новое название — Героическая.
Помимо этого, в начале XIX столетия он представил миру своё знаменитое камерное произведение Крейцерову сонату № 9, написал увертюру к пьесе «Кориолан» и песни к стихам Гёте. Музыку композитор чувствовал интуитивно, но с друзьями ему приходилось общаться посредством разговорных тетрадей, в которых те записывали свои реплики. Бетховен читал и отвечал. Иногда письменно, если не хотел, чтобы окружающие слышали ответ.
Из-за глухоты композитор говорил очень громко. Со временем он практически перестал покидать дом. Уединение позволило ему посвящать много времени музыке. В 1805 году из-под его пера вышла единственная опера «Фиделио», о которой восторженно отзывались все музыкальные деятели тех и последующих лет. Глинка и вовсе однажды заявил, что не променяет это произведение на все оперы Моцарта вместе взятые.
Впрочем, настоящий успех произведение получило лишь в 1814 году. К этому моменту активность композитора заметно упала. Однако уже в 1815 году он начинает работать с прежним рвением. Он написал 8 сонат, закончил работу над циклом «К далёкой возлюбленной», а также огромное внимание уделял народным песням, причём не только немецким — Людвиг работал с кельтским и со славянским творчеством.
В 1823 году музыкант представил публике «Торжественную мессу», состоящую из пяти частей. Годом позже он завершил работу на Симфонией № 9. Её композитор дописывал уже будучи глухим и посвятил королю Пруссии Фридриху III. Позже в музыкальном мире она получит название «Хоральная», поскольку стала первым в мире симфоническим произведением, в котором используются человеческие голоса.
Премьера произведения обернулась триумфом для композитора. Из-за глухоты он не решился дирижировать, а лишь задавал темп, стоя у рампы спиной к залу. Свой триумф он ощутил в полной мере, когда повернулся к зрителям лицом — публика аплодировала стоя. Бетховен стоял, а овации не прекращались. Зрители плакали и не спешили расходиться. В итоге зал пришлось успокаивать с помощью полиции.
Симфонией № 9 музыкант попрощался со слушателем, достигнув предела художественной выразительности и драматизма. Вскоре великого композитора не стало, однако его произведения живут до сих пор. Бетховен личным примером показал триумф воли, несгибаемости и героизма. Музыка Бетховена, наполненная неиссякаемым оптимизмом, стала основой для творчества всех последующих композиторов.
Людвиг ван Бетховен никогда не был женат, а его личная жизнь до сих пор является тайной для библиографов. Известно, что Людвиг с ранних лет дружил с Элеонорой Брейнинг, а позже подружился и с её мужем. Композитор был связан дружескими узами со многими видными дамами тех лет, но насколько далеко зашла дружба между ними, никто до сих пор не может дать на этот вопрос точного ответа.
Считается, что первым настоящим увлечением музыканта стала певица Магдалена Вилльман. В 1795 году Бетховен сделал ей предложение и получил отказ. В 1800 году Бетховен влюбился в Джульетту Гвичарди. Именно благодаря этой страсти появилась «Лунная соната». Сам музыкант всю жизнь уверял окружающих, что Джульетта любит его, хоть и выбрала в качестве спутника жизни графа Галленберга.
В возрасте 36 лет Людвиг обручился с Терезой Брунсвиг, с братом которой, аристократом Францем, он дружил. Францу Бетховен посвятил 23-ю, а Терезе — 24-ю сонаты. Однако свадьба так и не состоялась, хотя, судя по письмам, Людвиг и Тереза испытывали друг к другу сильные чувства. Вполне возможно, что брат в конечном итоге не захотел выдавать сестру, а может сыграли свою роль дурной характер музыканта или его любовь к свободе.
В 1796 году Людвиг ван Бетховен впервые почувствовал звон в ушах, он перестал слышать высокие частоты. Сначала он длился неделю, а потом отступил. В 1801 году периоды обострения начали учащаться и порой длились месяцами. К 1814 году композитор различал лишь низкие звуки. Точные причины болезни учёным неизвестны до сих пор. Согласно результатам исследований останков музыканта, Бетховен имел целый букет генетических заболеваний.
Он страдал врождённой предрасположенностью к циррозу печени, которая, вероятно, и является основной причиной смерти. По всей видимости, факторами, ускорившими смерть, стали злоупотребление алкоголя и высокая доля свинца, который поступал в организм композитора во время лечебных процедур — врач Андреас Ваврух протыкал ему брюшную полость, чтобы выкачать жидкость, а затем прикладывал на рану примочки с содержанием свинца.
Ещё одной причиной мог стать гепатит В, которым музыкант заразился в последние годы жизни. Он перенёс пневмонию в 1826 году и умер 26 марта 1827 года. В последний путь великого композитора пришли проводить свыше 12 тысяч человек. Людвига похоронили на Верингском кладбище под реквием Л. Керубини, но спустя 61 год после многолетних исследований тело было перезахоронено на Венском центральном кладбище.