644 0
Возраст на момент смерти: 65 лет
Дата рождения: 31.03.1685
Место рождения: Священная Римская империя, г. Эйзенах
Дата cмерти: 28.07.1750
Место смерти: Священная Римская империя, г. Лейпциг
Гражданство: Священная Римская империя
Семейное положение: Был женат
Знак зодиака: Овен
Иоганн Бах — прославленный немецкий композитор, автор свыше тысячи музыкальных произведений. Писал музыку во всех популярных на то время жанрах за исключением оперы. Начал изучать ноты с 9 лет и уже в 1700 году сочинил первую композицию. Будучи глубоко верующим человеком, Бах внёс огромный вклад в развитие духовной музыки и возвёл искусство хорового пения до совершенства.
Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта (21-го — по старому стилю) 1685 года в городе Айзенах, Тюрингия. Музыкальный талант унаследовал от отца, Иоганна Амброзиуса, а его предки по отцовской линии занимались музыкой на протяжении последних двух веков. Мама будущего композитора — Мария Элизабет, урождённая Леммерхирт, родилась и воспиталась в зажиточной семье, занимающейся отделкой мехов и кожи.
К 10 годам мальчик лишился обоих родителей и остался сиротой. Однако он был младшим, восьмым ребёнком в семье, и к этому моменту старший брат Иоганн Кристоф смог добиться неплохих успехов на поприще учителя музыки и органиста в городке Ордруф. Он и забрал мальчика к себе. Здесь будущий композитор пошёл учиться в гимназию. Брал у брата уроки игры на органе и клавире, изучал историю, латынь, богословие и географию.
За 5 лет жизни в доме брата Иоганн Себастьян смог изучить творчество всех значимых немецких и французских композиторов. В 1700 году Иоганн Кристоф скончался, и подросток перебрался в Люнебург, где поступил в вокальную школу Святого Михаила. К этому моменту он в совершенстве освоил несколько музыкальных инструментов. Некоторое время состоял певчим в хоре, что позволило часто бывать в Гамбурге.
Помимо Гамбурга, Бах побывал в Целле и Любеке, где ознакомился с игрой ведущих органистов тех времён. Ему удалось воочию услышать знаменитую придворную капеллу. В эти же годы он закончил работать над своими дебютными произведениями для органа и клавира. В 1703 году Иоганн Себастьян с блестящим результатом окончил гимназию, что помогло ему получить пост скрипача в капелле при дворе Иоганна Эрнста, герцога Веймара.
Обучение в гимназии позволило юноше сблизиться с детьми видных аристократов и музыкальными деятелями, благодаря чему Иоганн Бах получил доступ к самым большим инструментам тех лет. Молодому человеку потребовалось всего лишь 7 месяцев, чтобы прослыть виртуозным скрипачом. Слухи о музыканте дошли до Арнштадта, откуда Иоганну Себастьяну поступило предложение стать придворным органистом в церкви Святого Бонифация.
Бах работал по три дня в неделю, за что получал довольно высокий оклад. Но дело было даже не в деньгах. Местный церковный орган с новыми настройками позволил существенно расширить музыкальные взгляды юного композитора. За время работы в церкви он сочинил свыше 30 композиций, главным образом, для органа. Но в 1705 году Бах раскритиковал методы подготовки хоровых вокалистов, что вылилось в серьёзную ссору с властями.
Разногласия с руководством постепенно нарастали и достигли своего пика, когда Бах самовольно оставил рабочее место, чтобы посетить Любек и ознакомиться с манерой игры Дитриха Букстехуде. Композитор отсутствовал несколько месяцев, а когда вернулся, стал фигурантом разбирательства по факту данного инцидента. В 1706 году Иоганн Себастьян оставил Арнштадт и перебрался в Мюльхаузен.
На новом месте его ждала должность органиста в церкви Св. Власия. Власти, как и руководство церкви, первое время восхищались талантом музыканта и предложили ему оклад, заметно превышающий ту сумму, которую он получал в Арнштадте. Иоганн Себастьян полностью оправдал их доверие. Под руководством Баха был модернизирован церковный орган, на котором композитор сочинил свою известную кантату «Господь — мой царь».
В 1708 году Иоганн Себастьян вновь вернулся в Веймар, где получил место органиста при дворе герцога — большого поклонника музыки. Здесь начинающий композитор впервые познакомился с творчеством Вивальди и других талантливых итальянских композиторов. В 1713 году сюзерен передал Иоганну Себастьяну ноты, привезённые им из Италии, что дало возможность композитору переосмыслить современную музыку и расширить горизонты.
За время службы при дворе в Веймаре, Бах написал свыше 20 кантат, среди которых «Токката и фуга ре-минор», а также приступил к работе над сборником хоральных прелюдий «Органная книжечка». В 1717 году, когда он стал уже широко известен в Саксонских землях, в Дрезден прибыл известный французский мастер клавесина Луи Маршан, и концертмейстер Воломье предложил организовать музыкальный поединок между двумя клавесинистами.
Бах ответил согласием, но состязания так и не состоялись — Маршан, успевший оценить мастерство своего визави, побоялся проиграть и сбежал из города. В итоге соревнования превратились для Баха в сольный концерт. Осенью этого же года Иоганн Себастьян принял решение переехать, чем изрядно огорчил герцога. Новым местом работы для композитора стал двор князя Леопольда Ангальт-Кетенского.
Баху предложили должность руководителя хорового оркестра, и он согласился. В этот период времени Иоганн Себастьян написал много произведений, по большей части светских, поскольку при дворе князя исповедовали кальвинизм. Среди них 6 сюит для виолончели, Французская и Английская сюиты для клавира, 3 сонаты для скрипки, 6 оркестровых партий «Бранденбургские концерты», а также цикл «Хорошо темперированный клавир».
Бах сочинил пьесы с двумя и тремя мелодичными линиями, которые назвал симфониями, а также сольную партию для скрипки, посвятив её памяти скоропостижно ушедшей из жизни жены. В 1723 году он перебрался в Лейпциг, где занял должность кантора и учителя церкви Святого Фомы. Здесь он впервые исполнил своё знаменитое произведение «Страсти по Иоанну», а чуть позже стал преподавателем и в церкви Святого Николая.
Преподавание в двух главных городских церквях обеспечило композитора неплохим годовым доходом, а вскоре он и вовсе был назначен музыкальным руководителем всех церквей. Бах следил за подбором музыкантов в церковный оркестр и лично занимался их обучением, а также отвечал за репертуар. Однако и здесь не обошлось и без конфликтов с властями, и главной причиной разногласий стал состав оркестра.
Дело в том, что Баху требовалось 28 человек, но власти согласились оплатить лишь восьмерых. Остальным музыкант платил из личного кармана. Однако разногласия не мешали Баху продуктивно работать. В период 1723–1729 годов Иоганн Себастьян сочинил как минимум 3 годовых цикла, но по некоторой информации их было 5, то есть по одному каждый год, просто 2 из них бесследно пропали.
Большая часть тех произведений была написана для евангельских чтений, используемых во время воскресных и праздничных служб. Композитор участвовал в регулярных концертах, которые власти согласились оплачивать из городской казны. Параллельно подрабатывал на свадебных и траурных мероприятиях, для которых он специально написал как минимум 6 многоголосых произведений — мотетов.
Вдохновением для сочинения мотетов послужили произведения музыкальных школ Венеции, а также некоторых немецких музыкантов. Например, Шютца. Но большую часть его творчества тех времён составили кантаты. Ближе к концу 1720-х годов Бах переключился на светское направление музыки. В 1729 году он возглавил Музыкальную коллегию, которая 2 раза в неделю организовывала концерты в популярном салоне Циммермана.
Большинство композиций Баха, сочинённых с начала 1730-х годов, предназначались для подобных выступлений. Одной из таких является «Кофейная кантата», которая была написана в период 1732–1734 годов, и впоследствии стала, пожалуй, одной из самых популярных мелодий Иоганна Себастьяна. В эти же годы композитор поучаствовал в составлении Мессы си минор, написав части Kyrie и Gloria.
Эта месса также стала одной из самых популярных, но уже после смерти музыканта. Сам же маэстро всё это время пытался занять пост придворного композитора, чем изрядно раздражал местных властей. В конечном итоге ему всё же удалось добиться своего. Параллельно он продолжал писать музыку. В 1741 году, согласно результатам исследований биографии композитора, он окончил писать большой цикл из 18 фуг и канонов.
Данное произведение по неизвестным до сих пор нам причинам так и не было опубликовано автором, хотя в него вошли композиции, в сочинение которых Бах вложил весь свой приобретённый опыт. Слушатели смогли насладиться мелодиями цикла, благодаря сыновьям музыканта, которые после смерти отца постарались, чтобы композиции дошли до ушей ценителей музыки. Вместе с ней была опубликована и прелюдия BWV668.
Эта композиция считается последним сочинённым произведением композитора, однако подтверждения данному утверждению нет. Зато, учитывая его порядковый номер, есть основания сомневаться. На данный момент известны свыше тысячи произведений Баха, которые пронумерованы и собраны в единый каталог — BWV. Данная аббревиатура в переводе на русский язык означает «Каталог произведений Баха».
В этом же году Иоганн Себастьян представил на суд слушателя Гольдберг-вариации — цикл, в который входит 30 вариантов одной мелодии. Композитор любил искать разные способы исполнения собственных произведений, поэтому многие его композиции пестрят большим разнообразием. Он также был большим любителем импровизировать на ходу и выполнять музыкальные задания, о чем знали все ценители его творчества.
В 1747 году Бах попал на приём к королю Пруссии, где продемонстрировал мастерство импровизации, исполнив трёхголосную фугу. Чуть позже он создал целый цикл с вариациями на данное произведение, назвал его «Музыкальное приношение» и подарил королю. Несмотря на стремительную потерю зрения, он продолжал работать и радовал своих поклонников красивой музыкой практически до самой смерти.
Иоганн Себастьян дважды сочетался браком и подарил миру большое потомство. В 1707 году он повёл под венец свою кузину Марию Барбару. У супругов родились 7 детей, но выжили лишь четверо, и все пошли по стопам отца — Иоганн Кристоф, Вильгельм Фридеманн, Карл Филипп Эммануэль и Иоганн Кристиан оставили заметный след в истории мировой классической музыки, но так и не смогли выйти из тени великого отца.
Иоганн Себастьян и Мария Барбара прожили 13 лет. В 1720 году жена умерла, и музыкант довольно болезненно переживал утрату возлюбленной. Год носил траур, пока не влюбился в совсем молодую и очень одарённую певицу Анну Магдалену Вильке, с которой познакомился в Кетене, в резиденции герцога. Пара поженилась в конце 1721 год. В браке у супругов родились 13 детей, 7 из которых также умерли в раннем возрасте.
Жена, обладавшая красивым сопрано, при жизни мужа пользовалась большим признанием в свете. Однако после похорон Баха о ней довольно быстро забыли, и следующие 10 лет женщина проживала в доме призрения, где и умерла в 1760 году. Не менее трагично сложилась судьба у младшей дочери композитора, Регины, которая, потеряв отца, долгое время жила в нищете. По мере возможности ей оказывал поддержку деньгами Людвиг Бетховен.
С 1745 года Бах испытывал огромные проблемы со зрением. Он продолжал писать музыку с помощью зятя, диктуя ему ноты. В 1749 году, практически ослепший, Иоганн Себастьян обратился за помощью к офтальмологу Джону Тейлору — человеку весьма сомнительной репутации, однако перспектива остаться слепым пугала музыканта, и он цеплялся за малейшие возможности. Врач провёл операцию, после которой зрение улучшилось, но ненадолго.
18 июля 1750 года на фоне резкого ухудшения здоровья Бах перенёс инсульт, после которого так и не оправился, и спустя 10 дней скончался. Сначала композитора похоронили в Лейпциге, но в 1894 году его тело было передано церкви Святого Иоанна. Во время войны церковь попала под бомбардировку и превратилась в руины. Останки музыканта были изъяты и перезахоронены в церкви Святого Фомы.
644 0
1 846 0
1 420 0
22 0