0 0
Возраст на момент смерти: 63 года
Дата рождения: 04.03.1678
Место рождения: Венецианская республика, г. Венеция
Дата cмерти: 28.07.1741
Место смерти: Австрия, г. Вена
Гражданство: Венецианская республика
Род деятельности: Композитор
Семейное положение: Был не женат
Знак зодиака: Рыбы
Антонио Лучио Вивальди — итальянский мультимузыкант-виртуоз, композитор и священнослужитель в одном лице, человек, ставший при жизни широко известным практически во всех уголках европейского континента. Он написал огромное количество произведений, точное количество которых до сих пор не установлено. Вивальди сочинял музыку каждый день, и стал автором 500 концертов и не менее 40 опер.
Антонио Лучио Вивальди родился в городе-государстве Венецианская Светлейшая Республика 4 марта 1678 года. По одной версии младенец появился на свет преждевременно и был настолько слаб, что повитуха настояла на немедленном крещении, о чем свидетельствует запись в приходских документах церкви Святого Иоанна Предтечи. По другой версии, столь раннее крещение было обусловлено сильным землетрясением во время родов.
Отец музыканта, Джованни Баттиста, перебрался в Венецию вместе с родителями из Брешиа в 1655 году. Работал в цирюльне. В те времена профессия цирюльника заключалась не только в стрижке и бритье. Настоящий профессионал должен был уметь играть на музыкальных инструментах, чтобы развлекать клиентов. Параллельно мужчина подрабатывал игрой на скрипке в церкви Святого Марка и был членом местного музыкального сообщества.
В Венеции Джованни женился на девушке по имени Камилла, урождённой Каликчио. Спустя год у них родился первенец, который и унаследовал от отца музыкальный талант. Помимо Антонио в семье воспитывались дочери Маргарита Габриэла, Чечилия Мария, Дзанетта Анна, а также сыновья Бонавентура Томасо и Франческо Гаэтано. Великим из всех отпрысков Баттисты смог стать столько Антонио.
Официально будущий музыкант был крещён в двухмесячном возрасте. От отца, полное имя которого Джованни Баттиста Росси (Красный), помимо музыкального таланта он унаследовал и рыжую шевелюру, при этом рос больным ребёнком с массой ограничений. Судить о том, чем занимался Антонио в детские и юношеские годы, можно лишь по обрывочным сведениям, дошедшим до нас из нескольких источников.
Известно, что все отпрыски Росси мечтали стать гондольерами, как и многие венецианские дети. В распоряжении семьи была одна гондола с пробитым днищем, что не мешало братьям драться за неё. Отец, успевший чуть ранее написать оперу «Несчастная верность», начал приучать сына к музыке с ранних лет. Обучал его игре на скрипке и клавесине. Духовые инструменты из-за приступов астмы были для мальчика под запретом.
Ребёнок рос и демонстрировал успехи. Поскольку семья жила небогато, денег на смычок не было, и парню пришлось обучаться игре с помощью пальцев. Довольно рано Антонио научился играть ногтем. В 10 лет он заменял родителя, играя на церковных службах. В 1691 году официально числился привратником церкви, после чего получил церковный сан, на чем настояла мама, считавшая, что её первенец выжил в младенчестве благодаря чуду.
Впрочем, религиозностью Антонио не отличался. С 13 лет он пытался открыть собственный винодельческий бизнес, начал выращивать виноград, придумал название своему вину — «Бывший Рыжий Монах», однако предприятие довольно быстро пришлось свернуть — продукция подростка не пользовалась популярностью в Венеции, да и конкуренция среди производителей вин была сумасшедшей. И Антонио отказался от виноделия в пользу музыки.
В 13 лет Антонио Вивальди сочинил своё первое произведение, которому дал название «Будем ликовать…». Поскольку в большинстве случаев церковная и музыкальная карьера в те времена были практически неотделимы друг от друга, в 1704 году Антонио принял сан, однако особого желания вести церковные службы не проявлял. Мало того, делал всё возможное, чтобы поменьше служить и почаще играть.
Вскоре Антонио добился освобождения от мессы по причине слабого здоровья. Теперь он мог посвящать большую часть времени музыке, но при этом от церковного сана не отказался и до конца дней своих считался служителем церкви. Годом ранее он получил звание «мастера скрипки» в приюте «Оспедале Пьета», где занимался настройкой инструмента и преподавал уроки музыки сиротам, причём большинство композиций писал сам.
В 1704 году Антонио начал преподавать не только скрипку, но и альт. К этому моменту он полностью посвятил себя музыкальной деятельности, взяв на себя обязательства сочинять к каждому праздничному событию или церковному мероприятию новую ораторию или концерт. В 1705 году Вивальди написал опус, который вышел под издательством Джузеппе Сала, что существенно расширило аудиторию талантливого музыканта.
О Вивальди заговорили. На следующий год молодой человек прибыл в посольство Франции, где дал концерт. Слава музыканта, часто выступающего тандемом со своим отцом, начала быстро распространяться. Успех позволил Антонио прилично заработать и переехать в более престижный район. При этом с директоратом «Оспедале Пьета» отношения, мягко говоря, не складывались. Дошло до того, что в 1709 году музыканта отчислили из штата.
При этом Вивальди продолжал работать в консерватории, но уже в качестве внештатного сотрудника. Впрочем, в 1711 году руководство, осознав всю ценность композитора, всё же посчитало необходимым вернуть ему статус официального работника, и вновь включило его в преподавательский состав. К этому моменту о Вивальди уже знала вся западная Европа, а среди поклонников числился и король Дании Фридрих IV.
В этом же году Антонио опубликовал цикл «Гармоничное вдохновение», составленный из дюжины концертов. Одновременно с этим занял пост главного распорядителя концертов для учениц приюта. В 1713 году его назначили на должность директора «Оспедале Пиета». Вивальди много работал, совмещая обязанности преподавателя с композиторской деятельностью. Примерно в это же время он познакомился с музыкантом Готфридом Штельцелем.
В 1713 году Вивальди написал свою первую оперу «Оттон на виле», дебют которой состоялся на подмостках венецианского «Театра граций». Премьера оказалась успешной и вызвала фурор. Зрители были в восторге от истории про купца Отто, к имени которого в шутку на вывеске приделали букву N, означающую дурак. После премьеры музыкантом заинтересовались местные импресарио, и первый заказ не заставил долго ждать.
В этом же году владелец театра Сан-Анджело заказал Вивальди оперу, презентация которой состоялась в 1714 году. Произведение получило название «Орландо, мнимый безумец» и рассказало историю о толстом рыцаре, который подвергался постоянным насмешкам, а когда началась война, то не смог влезть в доспехи. Пришлось идти на войну без защитного снаряжения, где он и погиб от небольшой раны.
В этом же году из-под пера композитора вышла оратория на библейскую тему «Моисей, бог фараонов». На следующий год Антонио получает ещё один заказ от Сан-Анджело — 12 арий к опере «Нерон, ставший Цезарем». При этом Вивальди предложил публике свою версию, и вместо деспота перед ней предстал благодетельный император, проявляющий заботу о подданных, а пожар, спаливший Рим, автор выдал как трагическую случайность.
Годом позже была написана оратория «Юдифь торжествующая», а также очередная опера для Сан-Анджело «Коронация Дария». Параллельно для театра Сан-Моизе он написал оперу «Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью». Оба произведения были представлены публике во время венецианского карнавала. С этого момента Вивальди уже стал популярным не только в родном городе, но и за его пределами.
В 1718 году на подмостках Флоренции начался показ оперы «Скандербег». После этого Вивальди предложили должность капельмейстера в Мантуи, и он согласился. До 1720 года он писал музыку при дворе князя Гессен-Дармштадтского. В 1721 году Антонио посетил Милан, где состоялась премьера его оперы «Сильвия». На следующий год здесь же состоялся показ оперы «Поклонение волхвов». В 1722 году композитор переезжает в Рим.
На протяжении трёх лет музыкант выступал в Риме. Он пишет оперу «Геркулес на Термодонте», которая стала сенсацией среди римлян и имела оглушительный успех. Музыка Вивальди настолько полюбилась римской публике, что они на время забыли о существовании других композиторов, а стиль венецианца начали называть «ломбардским». Годом позже выходит опера «Джустино».
Во время римского карнавала Антонио презентовал горожанам ещё одно своё творение — «Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью». Причём это выступление стало для музыканта настоящим испытанием, поскольку на концерте присутствовал сам понтифик. Позже Вивальди дал концерт перед Папой Римским в Ватикане. В 1725 году он вернулся на родину, где активно продолжил создавать музыку и сочинил 4 оперы.
В этом же году в Нидерландах издание «Голландский вестник» опубликовало 4 концерта для скрипки, которые через два столетия станут известными под названием «Времена года». Считается, что композитор писал их на протяжении 5 лет, и большая часть произведений была написана им в Мантуи. Эти композиции произвели на слушателей огромное впечатление, а позже их стиль стал предметом для подражаний.
Дело в том, что каждый концерт сопровождался стихами, сочинёнными самим автором композиций. И не только. Во время исполнения можно услышать звуки природы, собачий лай, выстрелы, разговоры и прочее. Вивальди стал первым, кто внедрил в музыку звуковое сопровождение, создавая нужную атмосферу. Этот период стал пиком карьеры музыканта. В те времена он ещё не догадывался, что скоро о нём позабудут.
Середина 1720-х годов выдалась для Вивальди поистине звёздной. Он пользовался огромной популярностью, получал заказы от лучших европейских фамилий. В 1725 году его произведение «Глория и Игонемей» прозвучало в посольстве Франции в честь венчания французского монарха Людовика XV. В 1726 году у короля родились дочери, в честь чего было устроено праздничное мероприятие, а Вивальди написал серенаду «Празднующая Сена».
В 1727 году композитор поставил оперу «Фарнак» в театре Сан-Анджело. Годом позже его представили императору Карлу VI, которому Антонио посвятил композицию «Цитра». Монарх стал большим поклонником музыканта, вручил ему рыцарский титул и пригласил к себе в Вену. Вивальди так и сделал. В 1730 году он вместе с отцом отправился в Австрию, но по пути посетил Прагу, где получил статус почётного гражданина города.
В 1735 году Антонио вернулся на родину. К этому времени его произведения больше не пользовались успехом, и музыканту пришлось вернуться на работу в «Оспедале Пьета» на должность капельмейстера оркестра. Композитор продолжал много писать, но произведения часто получали отказ в постановке. В основном из-за самого Вивальди, чьё пристрастие к алкоголю и манера держаться на публике не соответствовали духовному сану.
На закате своей жизни музыкант попробовал вернуть былую славу при дворе Карла VI и привёз в Вену 14 смычков собственного производства в надежде покорить сердце монарха своей игрой. Однако правитель Священной Римской империи ушёл из жизни, и скрипач оказался никому не нужен при новом дворе. За годы профессиональной деятельности он так и не смог нажить состояния, поэтому последние дни доживал в нищете.
Антонио Вивальди не был женат и остался бездетным. По крайней мере, официально, поскольку сан священнослужителя налагал на него обет безбрачия. Однако композитор не избегал женского общества. Считается, что он состоял в любовной связи с одной из своих учениц — Анной Жиро. Певица сопровождала его в поездках, ей музыкант посвятил лучшие свои произведения. Сестра девушки, Паолина, выполняла при Антонио роль сиделки.
Всю свою жизнь Антонио Вивальди страдал астмой, а в последнем десятилетии к недугу присовокупилась боль от утраты популярности и финансовые проблемы. В Венеции в фавор вошли более молодые исполнители, публика довольно быстро позабыла о Вивальди. В 1737 году Антонио за гроши продал все свои записи, чтобы оплатить переезд в Вену. Он рассчитывал найти покровительство у императора Карла VI.
Ожидания композитора не оправдались — император скончался, и в Вене началась борьба за австрийское наследство. Он переехал в Дрезден в попытке найти приличную работу. Судя по всему, там и заболел. Поняв, что в Саксонии он никому не нужен, вернулся в Австрию, где и скончался 28 июля 1741 года. Официальной причиной смерти стало «внутреннее воспаление». Спустя несколько дней его похоронили в могиле для бедняков.
В те времена места захоронения бедных не сохранялись. Их сносили, поверх возводили новые могилы. Антонио — один из величайших гениев планеты, нашёл покой в неизвестной могиле, а его произведения были всеми, кроме Баха, забыты. И лишь в начале XX века о композиторе вспомнили, начали восстанавливать его музыку. К 1970 годам творчество Вивальди достигло своего пика и получило всемирное признание.
644 0
1 846 0