1
Дата публикации: 11.09.2025

Волков Леонид Михайлович

Волков Леонид Михайлович

Возраст на момент смерти: 78 лет

Дата рождения: 09.08.1934

Место рождения: г. Ленинград

Дата cмерти: 01.05.2013

Место смерти: Россия, г. Санкт-Петербург

Гражданство: Россия

Род деятельности: Режиссер, оператор, сценарист

Семейное положение: Был женат

Знак зодиака: Лев

Последнее обновление: 9 сентября 2025 года

Леонид Волков: биография, интересные факты

Леонид Волков — советский и российский режиссёр, оператор, сценарист и фотохудожник, чьё многогранное творчество охватывало документальное, научно-популярное и игровое кино. Он обладал высоким профессиональным статусом — был удостоен званий Заслуженный деятель искусств РСФСР и Народный артист Российской Федерации, а также стал лауреатом Государственной премии СССР за фильм «Человек и робот».

Ранние годы

Волков Леонид Михайлович родился 9 августа 1934 года в Ленинграде. К сожалению, более детальной информации о его ранних годах, семье и детстве в доступных источниках нет. Известно только, что он пережил блокаду Ленинграда вместе с матерью и старшим братом, что, безусловно, оказало огромное влияние на формирование его характера. Несмотря на испытания, Леонид всегда испытывал тягу к творчеству и искусству. Эти качества впоследствии определили его профессиональный путь в кинематографе.

После окончания блокады Ленинграда и завершения школьного обучения Леонид Михайлович поступил в Художественно-графическое педагогическое училище имени В. А. Серова. Здесь он получил фундаментальную подготовку в области изобразительного искусства, овладел академическим рисунком, живописью и композиционными приёмами. Уже в эти годы у Волкова начал формироваться особый взгляд на визуальное искусство, что впоследствии нашло отражение в его кинематографических работах.

Стремление развиваться в творческой профессии привело его во Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК), куда он поступил на операторский факультет. Учёба в одном из ведущих заведений СССР, готовящих специалистов киноиндустрии, позволила Волкову освоить не только технические аспекты операторской работы, но и погрузиться в теорию режиссуры, драматургии и монтажа. Он окончил ВГИК в 1961 году, получив квалификацию кинооператора.

Профессиональная деятельность

Первые профессиональные шаги Леонид Волков сделал ещё до получения высшего образования. В 1954 году он работал учителем рисования и черчения в школах Ненецкого национального округа, совмещая педагогическую деятельность с обязанностями во время службы на флоте. Этот период воспитал в нём дисциплину, и умение работать в сложных условиях.

В 1957 году Волков получил работу художника-мультипликатора на киностудии Военно-морского флота. Здесь он участвовал в создании анимационных и учебных фильмов для военнослужащих, что стало его первым серьёзным опытом в сфере экранного искусства. Именно тогда он понял, что кинематограф станет главным делом его жизни.

После окончания ВГИКа в 1961 году Леонид Волков вернулся в родной Ленинград и сразу влился в кинематографическую среду, начав карьеру на Ленинградской студии телевидения. Сначала он выполнял обязанности простого оператора — первыми, созданными им кинокадрами, стали сюжеты репортажей, городские зарисовки, хроника жизни Советского Союза. Он мастерски выстраивал кадр, умел передать с помощью света и композиции атмосферу происходящего.

Уже примерно через два года Волков принялся создавать собственные работы, перейдя на должность режиссёра-оператора. Он словно поднялся на новую ступень: экранизировал город через музыкальные эскизы, придавая статике экспрессию и звук, а реальности — особое эмоциональное звучание. Постепенно его природный талант, навыки, полученные за годы учёбы, начали «обрастать» практическим опытом.

С середины 1960-х годов роль Волкова в создании произведений стала более многогранной: он сам придумывал сценарии, сам снимал, сам монтировал. Так появились «Невская сюита» — городская сага о жизни Петербурга, «Солнце над Невой» — фильм, в котором просвет над Невой становился метафорой надежды, «Этюды о Ленинграде» — меланхоличное размышление о городе сквозь призму времени, светотеней, архитектурных силуэтов. Эти кинематографические медитации несли художественный заряд и были отмечены не только зрителями, но и жюри международных фестивалей.

Параллельно с созданием городских зарисовок Леонид Михайлович активно работал над научно-популярными фильмами. Одним из его значительных достижений стало произведение «Человек и робот» в 1980 году, которое получило первый приз на Всесоюзном фестивале в Вильнюсе и Государственную премию СССР в 1982 году. Создавая этот фильм, режиссёр смело опередил своё время, исследуя тему взаимодействия человека с машиной. Его работа отличалась особой научной поэтикой и глубиной подхода к теме.

Особый интерес вызывает созданный им проект «Оазис в Ледовитом океане» 1977 года — живописный путевой репортаж, где суровые северные просторы предстают как сказка о выживании и силе природы, а операторская работа Волкова превращает ледяной пейзаж в драматичную поэзию света и материи. Документальный фильм продолжительностью 20 минут представляет собой итог масштабной экспедиционной работы на территории полярного архипелага.

В центре повествования — захватывающий рассказ о нетронутой северной природе и уникальном природном резервате «Семь островов», расположенном на острове Вешняк. В краткий период заполярного лета эта территория превращается в настоящий птичий рай, где находят приют и выкармливают потомство многочисленные пернатые обитатели.
Особую ценность фильму придаёт беспрецедентная подводная съёмка морских птиц, осуществлённая специалистами киностудии «Леннаучфильм» совместно с профессиональными орнитологами. Двенадцать дней напряжённой работы в ледяной воде позволили создать поистине уникальные кадры подводного мира полярных пернатых.

В качестве документалиста он обращался также к истории и архитектуре. Так возник фильм «Резные камни Эрмитажа» — словно путешествие по коридорам времени, где мраморные архитектурные детали становятся носителями памяти. И вот уже «Век дворцовых переворотов» превращает экранную хронику в историческую реконструкцию, освещая документальную основу через призму визуального искусства. А в «Деле о памятнике Александру III» Волков стирает грань между художественным портретом и рассуждением о памяти, символах и символике.

В 1970–1980-е годы Волков занимался не только фильмами. Он преподавал операторское мастерство в Ленинградском институте культуры, передавая опыт молодому поколению кинематографистов. А позднее, уже в 1998 году, он сменил кино на фотографию — стал фотохудожником Государственного Эрмитажа, создавая визуальные дневники реставраций, лиц искусства, залов музея. Авторская выставка «Эрмитаж обширен и необозрим» 2006 года, которая прошла в стенах музея, подтвердила его талант визуального наблюдателя.

Ещё при жизни он написал книгу воспоминаний «Когда я снимал кино», которая была издана посмертно. В этом произведении автор искренне и профессионально рассказывает о своём творческом пути. Он делится тем, как через камеру и киноплёнку познавал жизнь, превращая каждое изображение в часть своего духовного и творческого наследия. В его работах отразилась вся глубина личной и профессиональной жизни, словно каждый снятый эпизод стал страницей его биографии.

Награды и звания

  • 1963 — Приз зрителей на 1-м международном фестивале телевизионных фильмов в Праге — («Невская сюита»)
  • 1964 — Приз на 2-м международном фестивале в Праге — («Солнце над Невой»)
  • 1966 — Приз жюри на международном фестивале в Монте-Карло — («Не все медведи спят зимой»)
  • 1970 — приз «Бронзовые лавры» на фестивале телевидения в Берлине — («Два города у реки»)
  • 1979 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
  • 1979 — Приз и диплом на Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Баку — («Резные камни Эрмитажа»)
  • 1982 — Государственная премия СССР
  • 1982 — Первый приз в разделе научно-популярных фильмов на Всесоюзном фестивале в Вильнюсе. Государственная премия СССР — («Человек и робот»)
  • 1994 — Первый приз на фестивале неигровых фильмов в Екатеринбурге — («Восковые персоны»)
  • 1997 — Народный артист Российской Федерации

Семья и личная жизнь

Леонид Волков первый раз женился в 1959 году стала актриса Ольга Владимировна Волкова, впоследствии народная артистка России. В этом браке, который продолжался до 1964 года, родилась дочь Екатерина в 1961 году. Повзрослев, она связала свою жизнь с творчеством, став художником. В 1993 году у неё родилась дочь Яна — единственная внучка режиссёра.

Второй раз Волков женился в 1975 году. Его избранницей стала Ирина Кимовна Яковлева. Их союз оказался долгим и прочным — продлился почти четыре десятилетия. Супруги вели довольно закрытый образ жизни, редко появлялись на публике и старались оберегать семейные отношения от внимания прессы.

Болезнь и смерть

В последние годы жизни Леонид Волков сталкивался с серьёзными проблемами со здоровьем, которые ограничивали его творческую активность. Несмотря на это, он сохранял интерес к событиям в кинематографе и поддерживал связь с коллегами. 1 мая 1973 года, на 79-м году жизни, Волков скончался.

Эта утрата стала тяжёлым событием для советского кинематографа: коллеги и ученики вспоминали его как мастера, преданного искусству и оставившего значительный след в истории отечественного кино. Похоронен Леонид Михайлович в Санкт-Петербурге, на Волковском православном кладбище.

Оцените биографию:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Автор:
Комментарии
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.
Добавить комментарий

lifechronicles.ru