1 953 1
Возраст на момент смерти: 78 лет
Дата рождения: 09.08.1934
Место рождения: г. Ленинград
Дата cмерти: 01.05.2013
Место смерти: Россия, г. Санкт-Петербург
Гражданство: Россия
Род деятельности: Режиссер, оператор, сценарист
Семейное положение: Был женат
Знак зодиака: Лев
Леонид Волков — советский и российский режиссёр, оператор, сценарист и фотохудожник, чьё многогранное творчество охватывало документальное, научно-популярное и игровое кино. Он обладал высоким профессиональным статусом — был удостоен званий Заслуженный деятель искусств РСФСР и Народный артист Российской Федерации, а также стал лауреатом Государственной премии СССР за фильм «Человек и робот».
Волков Леонид Михайлович родился 9 августа 1934 года в Ленинграде. К сожалению, более детальной информации о его ранних годах, семье и детстве в доступных источниках нет. Известно только, что он пережил блокаду Ленинграда вместе с матерью и старшим братом, что, безусловно, оказало огромное влияние на формирование его характера. Несмотря на испытания, Леонид всегда испытывал тягу к творчеству и искусству. Эти качества впоследствии определили его профессиональный путь в кинематографе.
После окончания блокады Ленинграда и завершения школьного обучения Леонид Михайлович поступил в Художественно-графическое педагогическое училище имени В. А. Серова. Здесь он получил фундаментальную подготовку в области изобразительного искусства, овладел академическим рисунком, живописью и композиционными приёмами. Уже в эти годы у Волкова начал формироваться особый взгляд на визуальное искусство, что впоследствии нашло отражение в его кинематографических работах.
Стремление развиваться в творческой профессии привело его во Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК), куда он поступил на операторский факультет. Учёба в одном из ведущих заведений СССР, готовящих специалистов киноиндустрии, позволила Волкову освоить не только технические аспекты операторской работы, но и погрузиться в теорию режиссуры, драматургии и монтажа. Он окончил ВГИК в 1961 году, получив квалификацию кинооператора.
Первые профессиональные шаги Леонид Волков сделал ещё до получения высшего образования. В 1954 году он работал учителем рисования и черчения в школах Ненецкого национального округа, совмещая педагогическую деятельность с обязанностями во время службы на флоте. Этот период воспитал в нём дисциплину, и умение работать в сложных условиях.
В 1957 году Волков получил работу художника-мультипликатора на киностудии Военно-морского флота. Здесь он участвовал в создании анимационных и учебных фильмов для военнослужащих, что стало его первым серьёзным опытом в сфере экранного искусства. Именно тогда он понял, что кинематограф станет главным делом его жизни.
После окончания ВГИКа в 1961 году Леонид Волков вернулся в родной Ленинград и сразу влился в кинематографическую среду, начав карьеру на Ленинградской студии телевидения. Сначала он выполнял обязанности простого оператора — первыми, созданными им кинокадрами, стали сюжеты репортажей, городские зарисовки, хроника жизни Советского Союза. Он мастерски выстраивал кадр, умел передать с помощью света и композиции атмосферу происходящего.
Уже примерно через два года Волков принялся создавать собственные работы, перейдя на должность режиссёра-оператора. Он словно поднялся на новую ступень: экранизировал город через музыкальные эскизы, придавая статике экспрессию и звук, а реальности — особое эмоциональное звучание. Постепенно его природный талант, навыки, полученные за годы учёбы, начали «обрастать» практическим опытом.
С середины 1960-х годов роль Волкова в создании произведений стала более многогранной: он сам придумывал сценарии, сам снимал, сам монтировал. Так появились «Невская сюита» — городская сага о жизни Петербурга, «Солнце над Невой» — фильм, в котором просвет над Невой становился метафорой надежды, «Этюды о Ленинграде» — меланхоличное размышление о городе сквозь призму времени, светотеней, архитектурных силуэтов. Эти кинематографические медитации несли художественный заряд и были отмечены не только зрителями, но и жюри международных фестивалей.
Параллельно с созданием городских зарисовок Леонид Михайлович активно работал над научно-популярными фильмами. Одним из его значительных достижений стало произведение «Человек и робот» в 1980 году, которое получило первый приз на Всесоюзном фестивале в Вильнюсе и Государственную премию СССР в 1982 году. Создавая этот фильм, режиссёр смело опередил своё время, исследуя тему взаимодействия человека с машиной. Его работа отличалась особой научной поэтикой и глубиной подхода к теме.
Особый интерес вызывает созданный им проект «Оазис в Ледовитом океане» 1977 года — живописный путевой репортаж, где суровые северные просторы предстают как сказка о выживании и силе природы, а операторская работа Волкова превращает ледяной пейзаж в драматичную поэзию света и материи. Документальный фильм продолжительностью 20 минут представляет собой итог масштабной экспедиционной работы на территории полярного архипелага.
В центре повествования — захватывающий рассказ о нетронутой северной природе и уникальном природном резервате «Семь островов», расположенном на острове Вешняк. В краткий период заполярного лета эта территория превращается в настоящий птичий рай, где находят приют и выкармливают потомство многочисленные пернатые обитатели.
Особую ценность фильму придаёт беспрецедентная подводная съёмка морских птиц, осуществлённая специалистами киностудии «Леннаучфильм» совместно с профессиональными орнитологами. Двенадцать дней напряжённой работы в ледяной воде позволили создать поистине уникальные кадры подводного мира полярных пернатых.
В качестве документалиста он обращался также к истории и архитектуре. Так возник фильм «Резные камни Эрмитажа» — словно путешествие по коридорам времени, где мраморные архитектурные детали становятся носителями памяти. И вот уже «Век дворцовых переворотов» превращает экранную хронику в историческую реконструкцию, освещая документальную основу через призму визуального искусства. А в «Деле о памятнике Александру III» Волков стирает грань между художественным портретом и рассуждением о памяти, символах и символике.
В 1970–1980-е годы Волков занимался не только фильмами. Он преподавал операторское мастерство в Ленинградском институте культуры, передавая опыт молодому поколению кинематографистов. А позднее, уже в 1998 году, он сменил кино на фотографию — стал фотохудожником Государственного Эрмитажа, создавая визуальные дневники реставраций, лиц искусства, залов музея. Авторская выставка «Эрмитаж обширен и необозрим» 2006 года, которая прошла в стенах музея, подтвердила его талант визуального наблюдателя.
Ещё при жизни он написал книгу воспоминаний «Когда я снимал кино», которая была издана посмертно. В этом произведении автор искренне и профессионально рассказывает о своём творческом пути. Он делится тем, как через камеру и киноплёнку познавал жизнь, превращая каждое изображение в часть своего духовного и творческого наследия. В его работах отразилась вся глубина личной и профессиональной жизни, словно каждый снятый эпизод стал страницей его биографии.
Леонид Волков первый раз женился в 1959 году стала актриса Ольга Владимировна Волкова, впоследствии народная артистка России. В этом браке, который продолжался до 1964 года, родилась дочь Екатерина в 1961 году. Повзрослев, она связала свою жизнь с творчеством, став художником. В 1993 году у неё родилась дочь Яна — единственная внучка режиссёра.
Второй раз Волков женился в 1975 году. Его избранницей стала Ирина Кимовна Яковлева. Их союз оказался долгим и прочным — продлился почти четыре десятилетия. Супруги вели довольно закрытый образ жизни, редко появлялись на публике и старались оберегать семейные отношения от внимания прессы.
В последние годы жизни Леонид Волков сталкивался с серьёзными проблемами со здоровьем, которые ограничивали его творческую активность. Несмотря на это, он сохранял интерес к событиям в кинематографе и поддерживал связь с коллегами. 1 мая 1973 года, на 79-м году жизни, Волков скончался.
Эта утрата стала тяжёлым событием для советского кинематографа: коллеги и ученики вспоминали его как мастера, преданного искусству и оставившего значительный след в истории отечественного кино. Похоронен Леонид Михайлович в Санкт-Петербурге, на Волковском православном кладбище.
1 953 1
14 855 1
23 400 1
2 049 1